Северо-Западный НИЦ ГСМ

НИЦ ГСМ (Испытательный Центр)


ООО «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Научно-Исследовательский Центр Горюче-Смазочных Материалов (НИЦ ГСМ)  

Руководитель НИЦ:

Белякова Людмила Эдуардовна

(921) 357-05-87    e-mail: bel@n-wcert.ru

(812) 495-95-10

Моторно-стендовые испытания ГСМ:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ООО «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ НИЦ ГСМ» оказывает услуги комплексного сопровождения процедур подтверждения соответствия нефтепродуктов нормам и требованиям технического регулирования, а также  процедур их постановки на производство и осуществляет комплексную проверку эксплуатационных свойств нефтепродуктов на реальных образцах техники путём проведения сравнительных стендовых испытаний оцениваемых образцов нефтепродуктов.


МОТОРНО-СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ


МОТОРНО-СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ


МОТОРНО-СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ


МОТОРНО-СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ МАСЕЛ


НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПУСКОВЫХ СВОЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ


МОТОРНО-СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Моторно-стендовые испытания ГСМ

Основной целью моторно-стендовых испытаний является количественная оценка влияния того или иного вида горюче-смазочных материалов (ГСМ) на характеристики двигателя. В зависимости от конкретных целей и испытуемого вида ГСМ выбирается тип двигателя – дизельный или бензиновый (с впрысковым или карбюраторным смесеобразованием) и соответствующая методика испытаний. Методики испытаний разработаны с учётом требований ГОСТ 14846-82 «Автомобильные двигатели. Методы стендовых испытаний», основные методы испытаний оформлены в виде Стандартов Системы добровольной сертификации горюче-смазочных и химических материалов СДС ГСМ- FLM, в частности: СТО 67438409-001-2010 «Бензины для автомобильных двигателей. Ускоренный метод оценки склонности к образованию высокотемпературных отложений и моющей способности бензинов» и СТО СДС 008-2008 «Дизельные топлива для автомобильных двигателей. Метод оценки склонности к образованию отложений и моющей способности дизельных топлив». Все разработанные методики концептуально соответствуют методам оценки свойств топлив, одобренным Европейским Координационным Советом (СЕС) по разработке методов испытаний топлив и смазочных материалов.

Стенды оборудованы соответствующими нагрузочными устройствами и комплектом контрольно-измерительной аппаратуры для фиксации характеристик двигателя и условий испытаний.

При испытаниях, кроме контрольных параметров, фиксируются, в качестве обязательных, на всех режимах испытаний: частота вращения коленчатого вала, крутящий момент, удельный расход топлива, расход воздуха, содержание СО, СН, NO Х и СО2 в выхлопных газах, а также дымность выхлопных (остаточных) газов

Испытания каждого вида ГСМ проводятся по специально разработанным методикам для обеспечения наиболее надёжной оценки того или иного эксплуатационного свойства испытуемого образца ГСМ.

Для повышения точности и надёжности количественной оценки эксплуатационных свойств испытуемого образца ГСМ все испытания проводятся по сравнительной схеме, а именно: результаты испытаний опытного образца сравниваются с результатами испытаний эталонного образца, проведенными в тех же условиях , на том же двигателе и которые принимаются за базу сравнения .

В зависимости от конкретных целей испытаний для повышения точности и надёжности оценки уровня эксплуатационных свойств опытного образца ГСМ применяются специальные методические приёмы. Например, для более надёжной дифференциации (фиксации разницы) моющих свойств присадок к топливу, двигатель предварительно «загрязняется» путём проведения специального этапа испытаний, «загрязняющего» детали камеры сгорания (клапаны, свечи, боковые поверхности камеры сгорания). Таким образом, в процессе испытаний проверяется количественно «отмывающая» способность испытуемой присадки: все оцениваемые детали до и после испытаний фотографируются и взвешиваются с высокой точностью.

Подобный методический приём используется также и при испытаниях «раскоксовывающих» присадок к топливу: перед испытанием опытного топлива с «раскосовывающими» присадками двигатель стандартно закоксовывается, после чего и испытывается опытная просадка на эффективность раскоксовывания ранее закоксованных поршней.

Таким образом, влияние опытных образцов ГСМ многократно (более 20 раз в процессе испытаний) фиксируется при работе двигателя на различных скоростных и нагрузочных режимах , что позволяет оценить влияние испытуемого продукта на характеристики двигателя в динамике и позволяет дать надёжную оценку свойств испытуемого вида ГСМ в условиях работы реального двигателя.

МОТОРНО-СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ

Моторно-стендовые испытания АБСтендовые испытания бензинов в нашем Центре проводятся для определения влияния тех или иных физико-химических характеристик бензинов на основные эксплуатационные характеристики реального двигателя. Поэтому испытания проводятся на полноразмерных развёрнутых двигателях на моторных стендах, оборудованных для количественной фиксации изменений эксплуатационных характеристик двигателя при использовании бензинов , имеющих различные добавки и присадки, определяющие различные физико-химические и эксплуатационные свойства бензинов.

Как известно, надёжная эксплуатация современных автомобилей становится практически невозможной без использования присадок, улучшающих эксплуатационные и экологические свойства  топлив, в частности моющих и многофункциональных. Моющие присадки для автомобильных бензинов имеют давнюю историю. Их широкое распространение связано с проблемой загрязнения деталей цилиндро-поршневой группы двигателей в процессе работы, что снижает ресурс работы двигателя, а также необходимостью снижения токсичности выхлопных газов.

Обеспечение экологических характеристик автомобиля и их сохранение в процессе эксплуатации осуществляется в первую очередь за счёт повышения качества применяемых моторных топлив и вывода из эксплуатации старой техники. Влияние моющих присадок на эксплуатационную экономичность работы двигателя и токсичность отработавших газов доказана многими работами и испытаниями, проведенными как за рубежом, так и в России.

Несмотря на отсутствие законодательного регулирования, в Европе наличие в бензине моющих присадок является обязательным условием для его выпуска в обращение. В России работы в области разработки и испытаний моющих и многофункциональных присадок к автомобильным бензинам проводятся более тридцати лет.

Российские нормативные документы на автомобильные бензины, так же как и европейские, допускают добавление присадок, улучшающих их эксплуатационные свойства, в том числе и моющих, но их обязательное применение, как и в Европе, не закреплено законодательно. Ранее, при обсуждении проектов топливных технических регламентов России и Таможенного союза, предполагалось внесение показателя «Отложения на впускных клапанах камеры сгорания двигателя», но, из-за отсутствия серийно изготавливаемого испытательного оборудования и недостаточной отработанности методики, этот испытательный метод не был внесен в заключительные редакции технических регламентов.

Действительные моющие свойства бензина с присадкой могут быть определены только при проведении сравнительных стендовых испытаний реального двигателя по специальной методике, когда оценка моющих свойств бензина с опытной присадкой производится в сравнении с результатами испытаний, проведенных точно в таких же условиях того же двигателя при работе на бензине без испытуемой присадки.

Испытания проводятся по методике, содержащейся в Стандарте Системы Добровольной сертификации горюче-смазочных и химических материалов ГСМ-FLM: СТО 67438409-001-2010 «Бензины для автомобильных двигателей. Ускоренный метод оценки склонности к образованию высокотемпературных отложений и моющей способности бензинов», которая концептуально соответствует методам оценки эксплуатационных свойств бензинов, одобренным Европейским Координационным Советом (СЕС) по разработке методов испытаний топлив и смазочных материалов. При этом в процессе испытаний фиксируются все характеристики работы двигателя на всех скоростных и нагрузочных характеристиках.

На основании анализа динамики изменений мощностных, экономических и экологических характеристик двигателя в процессе сравнительных испытаний даётся заключение о моющих или катализирующих свойствах испытуемой присадки к бензину и о комплексном влиянии присадки на эксплуатационные характеристики двигателя, а также об эффективности действия каталитических нейтрализаторов выхлопных газов, которыми оснащены все европейские автомобили.

МОТОРНО-СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

Моторно-стендовые испытания ДТ

Наряду с определением физико-химических показателей Испытательный Центр проводит сравнительные стендовые испытания дизельных топлив на наиболее распространенных отечественных автомобильных дизельных двигателях: ЯМЗ – 238 НБ (8 чн 13/14 ), или КАМАЗ-740.10 (8 ч 12/12). 

Испытания проводятся по специальным методикам, позволяющим количественно оценить влияние тех или иных физико-химических характеристик топлива на эксплуатационные характеристики реального двигателя. Методики испытаний разработаны с учётом требований ГОСТ 14846-82 «Автомобильные двигатели. Методы стендовых испытаний», основные методы испытаний оформлены в виде Стандартов Системы добровольной сертификации горюче-смазочных и химических материалов СДС ГСМ- FLM, в частности: СТО СДС 008-2008 «Дизельные топлива для автомобильных двигателей. Метод оценки склонности к образованию отложений и моющей способности дизельных топлив». Разработанный метод концептуально соответствуют методам оценки свойств топлив, одобренным Европейским Координационным Советом (СЕС) по разработке методов испытаний топлив и смазочных материалов.

Испытания двигателей проводятся на испытательном стенде, оснащенном системами, обеспечивающими его работу на всех режимах испытаний с контрольно-измерительной аппаратурой, позволяющей контролировать и регистрировать все необходимые для работы и проведения исследований параметры двигателя и его систем (системы топливоподачи, охлаждения и т.д.)

Программа проведения испытаний каждого топлива как и при проведении испытаний образцов бензина использует принцип сравнительности, то есть  результаты испытаний опытного образца топлива сравниваются с результатами испытаний контрольного образца, принимают за базу, проведенные на том же двигателе в таких же условиях, что и опытный образец.

Замер всех характеристик двигателя проводится многократно на всех нагрузочных и скоростных режимах – от холостого хода до максимальной мощности. Таким образом, в результате испытаний получается вся сравнительная картина изменений мощностных, экономических и экологических характеристик двигателя в зависимости от свойств применяемого топлива.

МОТОРНО-СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ МАСЕЛ

 Моторно-стендовые испытания маселИспытательный Центр проводит сравнительные стендовые испытания моторных масел, содержащих тот или иной комплекс присадок или смазочных композиций, как на бензиновых, так и дизельных полноразмерных развёрнутых двигателях.

Целью сравнительных стендовых испытаний является количественная оценка влияния тех или иных физико-химических характеристик моторного масла на эксплуатационные характеристики реального двигателя.

При испытаниях моторных масел применяется тот же методический приём, который описан в разделах: «Моторно-стендовые испытания автомобильных бензинов» и «Моторно-стендовые испытания дизельных топлив»

Испытания проводятся на стендах, описанных в вышеприведенных разделах данного сайта, посвящённых испытаниям бензинов и дизельных топлив.

Испытания проводятся , соответственно, на дизельном или бензиновом двигателе по специальным методикам, учитывающим специфику  применения испытываемого масла или смазочной композиции с учётом рекомендаций и требований ГОСТ 28198-89 (МЭК 68-1-88) «Основные  методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 1 Общие положения и руководство» и ГОСТ Р МЭК 60068-2-1-2009 «Испытание на воздействие внешних факторов».

В процессе длительных испытаний моторных масел или смазочных композиций определяются: моющие свойства моторного масла( количество и интенсивность углеродистых отложений на деталях цилиндро-поршневой группы), износ основных деталей двигателя ( поршневые кольца, коренные и шатунные подшипники), оценивается степень старения масла в процессе испытаний и интенсивность отложений на масляном фильтре, влияние вязкостных характеристик масла на механические потери от трения движущихся деталей, а также влияние характеристик масла на топливную экономичность двигателя и токсичность выхлопных газов.

НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПУСКОВЫХ СВОЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

Низкотемпературные испытания ДТЦентр проводит комплексные низкотемпературные испытания дизельных топлив в большой климатической камере при температурах окружающей среды до минус 35 ºС . Испытания проводятся на реальном легковом или грузовом автомобиле( или другом транспортном средстве), поставляемом Заказчиком.

 Перед испытаниями в холодильной камере автомобиль на испытываемым топливе проходит пробег длиною в 2000 километров в определяемом методикой испытаний скоростном режиме. После пробега автомобиль, укомплектованный штатными средствами запуска двигателя, помещается в холодильную камеру.

Испытания пусковых характеристик двигателя проводятся в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 53840-2010  «Двигатели автомобильные. Пусковые качества. Методы испытаний» ГОСТ Р 54120 2010 «Двигатели автомобильные. Пусковые качества. Технические требования», а также ГОСТ Р МЭК 60068-2-1-2009

«Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2-1 Испытание Ф: Холод». Замер температуры воздуха термопарами производится в пяти-семи  точках воздушного пространства вокруг автомобиля (определяется Заказчиком). Замер температуры масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в блоке цилиндров производится с помощью хромель-копелевых термопар ( в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8568-97 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин»). При осуществлении процедуры запуска с помощью осциллографа ( в динамике) фиксируется: момент начала прокрутки двигателя стартером, частота вращения коленчатого вала двигателя, напряжение и сила тока на клеммах аккумуляторной батареи в процессе прокрутки, момент запуска двигателя ( появление первых вспышек топлива).

В холодильной камере выдерживается с шагом в пять-десять ºС( величина шага согласовывается с Заказчиком) отрицательная температура окружающего воздуха, начиная от нуля ºС. Температура при каждом шаге выдерживается в течение нескольких часов (задаётся Заказчиком)

При заданной температуре проводится (каждый шаг), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53840 « Двигатели автомобильные Пусковые качества. Методы испытаний», не более трёх попыток запуска двигателя с использованием штатных средств автомобиля, подготовленных в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 54120 2010 «Двигатели автомобильные Пусковые качества. Технические требования». Время  холодной прокрутки при каждой попытке двигателя стартёром выдерживается равным 15 сек.

Если при заданной температуре не удалось запустить двигатель тремя попытками при работе стартёра в течение 15 сек. , то после получасового перерыва делается 4-я попытка запуска двигателя с длительностью прокрутки от стартёра в течение 30 сек. Если запуск осуществить удалось — зафиксированная температура считается предельно критической для данного эксперимента. Если запуск осуществить не удалось- предельной температурой запуска двигателя принимается температура предыдущего шага ( на пять градусов ниже).

Далее, испытуемое топливо сливается , топливная система промывается, двигатель заправляется штатным (принятым за эталон сравнения) топливом и - автомобиль отправляется в пробег на 2000 километров следующего этапа испытаний - на эталонном топливе, которые проводятся в тех же условиях, что и на опытном образце топлива.

Результаты испытаний опытного и штатного топлива сравниваются и делается вывод о влиянии свойств опытного топлива на пусковые свойства двигателя в условиях низких температур.

Спонсор проекта: сайт для бронирования авиабилетов из Челябинска в Сочи .