Северо-Западный НИЦ ГСМ

МОТОРНО-СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

Моторно-стендовые испытания ДТ

Наряду с определением физико-химических показателей Испытательный Центр проводит сравнительные стендовые испытания дизельных топлив  на наиболее распространенных отечественных автомобильных дизельных двигателях: ЯМЗ – 238 НБ (8  чн 13/14 ), или КАМАЗ-740.10 (8 ч  12/12).   Испытания проводятся по специальным методикам, позволяющим количественно оценить влияние тех или иных физико-химических характеристик топлива на эксплуатационные характеристики реального двигателя. . Методики испытаний   разработаны с учётом требований ГОСТ 14846-82 « Автомобильные двигатели. Методы стендовых испытаний», основные методы испытаний оформлены в виде Стандартов Системы добровольной сертификации горюче-смазочных и химических материалов СДС ГСМ- FLM , в частности: СТО СДС 008-2008 « Дизельные топлива для автомобильных двигателей. Метод оценки склонности  к образованию отложений и моющей способности дизельных топлив». Разработанный метод концептуально соответствуют методам оценки свойств топлив, одобренным Европейским Координационным Советом (СЕС) по разработке методов испытаний топлив и смазочных материалов.

Основные параметры двигателя ЯМЗ-238 НБ:

тип – V-образный четырёхтактный дизельный двигатель  с жидкостным охлаждением

число цилиндров – 8

диаметр цилиндра, мм– 130

ход поршня ,мм– 140

степень сжатия 16,5

номинальная мощность, л.с. – 215 при n=1700 об/мин

максимальный  крутящий момент, НМ – 640 при n = 1200 об/мин.

Основные параметры двигателя КАМАЗ -740.10:

тип V-образный четырёхтактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением

число цилиндров – 8

диаметр цилиндра, мм– 120

ход поршня, мм– 120

рабочий объем, л – 10,85

степень сжатия – 17

номинальная мощность, л.с.-210 при n=2600 об/мин

максимальный крутящий момент, НМ- 640 при n= 1600 об/мин

Испытания двигателей проводятся на  испытательном стенде, оснащенном системами, обеспечивающими его работу на всех режимах испытаний с контрольно-измерительной аппаратурой, позволяющей контролировать и регистрировать все необходимые для работы и проведения исследований параметры двигателя и его систем (системы топливоподачи, охлаждения и т.д.)

Стенд оснащен следующими системами и оборудованием:

-тормозное устройство (гидротормоз)

-пульт дистанционного управления двигателем с приборами контроля за его работой

-устройство для соединения двигателя с тормозом

 -устройство водного охлаждения двигателя

-смазочная система двигателя

-топливная система с устройством для замера расхода топлива

-система воздухоснабжения с устройством для замера расхода воздуха

-система выпуска отработанных газов

Двигатель соединён с тормозным устройством эластичной муфтой. Управление двигателем и контроль работы систем установки осуществляется с дистанционного пульта управления. Система охлаждения двигателя открытого типа, включающая в себя: рубашку охлаждения двигателя, центробежный насос с приводом от коленчатого вала, смеситель, трубопроводы подвода и отвода воды. Датчик температуры установлен в   блоке   цилиндров двигателя. Топливная система включает в себя: топливный бак, расходомер топлива весовым способом с точностью 0,5%, соединительные трубопроводы, топливоподкачивающий насос, штатную систему топливоподачи двигателя, управление рейкой топливоподачи вынесено на пульт. Система выпуска отработанных газов представляет собой трубопровод большого диаметра, обеспечивающий малые потери на выпуске, а также включает вытяжную систему вентиляции испытательного бокса. 

Измерение дымности отработанных газов проводятся дымомером КИД-2, замер токсичности – пятикомпонентным газоанализатором.

Инструментальные погрешности замеров:

-частота вращения коленчатого вала ,% -1,0

-крутящий момент, НМ – 0,5

-расход топлива, % — 0,5

-дымность, % — 2

-токсичность по компонентам – 5

Программа проведения испытаний каждого топлива как и при проведении испытаний образцов бензина использует принцип сравнительности, то есть  результаты испытаний опытного образца  топлива сравниваются с результатами испытаний контрольного образца, принимают за базу, проведенные на том же двигателе в таких же условиях, что и опытный образец.

Замер всех характеристик двигателя проводится многократно на всех нагрузочных и скоростных  режимах – от холостого хода до максимальной мощности. Таким образом, в результате испытаний получается вся сравнительная картина изменений мощностных, экономических и экологических характеристик двигателя в зависимости от совойств применяемого топлива.